СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ САМОЗАЩИТЫ
ВЕРТОЛЕТОВ И САМОЛЕТОВ С НЕПОДВИЖНЫМ КРЫЛОМ

Райнер Акерманн

С тех пор как произошел распад Советского Союза, целевое направление использования военных вертолетов и транспортных самолетов существенно изменилось.
Спектр развертывания вертолетов и транспортных самолетов в настоящее время фокусируется на выполнении гуманитарных и миротворческих операций. изменились и угрозы: от четко определенных границ с хорошо известными контурами до совершенно неопределенного противника, в основном террористов, партизан и полувоенных движений (организаций). Эти противники будут использовать широкий ряд боевых средств, находящихся в распоряжении, как Востока, так и Запада и будут действовать из тяжело доступных мест, где трудно проводить воздушную разведку и рекогносцировку.
Высокоприоритетную угрозу для летающих средств представляют выстреливаемые с плеча ракеты MANPADS типа SA-7 или STINGER, их можно использовать почти из любого местоположения. Дальность их действия от 3 до 6 км, они дешевые, доступные, простые в управлении. Средства защиты от данного типа угрозы на сегодняшний день существуют, и вооруженные силы многих наций устанавливают их на свои летательные аппараты.
Из-за всех этих проблем в прошлом году возник интерес к системе предупреждения об атаке ракетами, которая, не завися от наземных проблем, предлагает высокую разрешающую способность и достаточно чувствительна и отработана, чтобы справиться с существующими проблемами.
Чтобы удовлетворить специфические требования защиты, фирма EADS помимо своих сенсоров дальнего обнаружения (EW) для воздушных, морских и наземных платформ разработала очень эффективную систему дальнего обнаружения на базе сенсоров УФ излучения, известную как MILDS (система обнаружения выстрела ракеты) AN/AAR-60. Система MILDS может обнаружить атакующую ракету в реальном масштабе времени, определяя направление ее полета и ожидаемый момент удара. С целью противодействия, система автоматически осуществляет выстрел светящейся бомбы, выброс активных ИК-помех или маневрирование самолета при наличии угрозы. Система MILDS отличается своим подавляющим уровнем ложной тревоги и совместима с другими EW системами. Обмен данными между летательными аппаратами и EW системой происходит по интерфейсу RS 422 или MIL-STD 1553В.
Система AAR-60 работает в УФ-спектральном диапазоне солнечного излучения (UVSB), обнаруживая ультрафиолетовое излучение шлейфа ракеты в диапазоне, где не существует естественной засветки от солнца, так как излучением солнца ниже 300 нм в атмосфере не наблюдается и УФ сигнал от шлейфа ракеты можно обнаружить на черном "бесшумном" фоне. Данный подход значительно упрощает задачу обнаружения вражеских ракет в полете.
Исторически первые типы сенсоров в данном спектральном диапазоне были разработаны, используя входную оптику с полем обзора 90?х90? и точечный (одноэлементный) детектор, как чувствительный элемент. Недостатками такой системы была ее низкая угловая разрешающая способность и высокий уровень ложной тревоги (FAR). Новейший подход – это детекторы SBUV, где используется сенсор-матрица вместо одноэлементного. Анализ данных происходит путем современной обработки изображения, поступая в человеческий мозг для опознания ракеты в движении.

 

Рис. 1. В системе MILDS используется ряд из 6 сенсоров, чтобы обеспечить обзор 360 градусов:
1 – RS 422 или MIL-STD 1553В; 2 – 28 В постоянного тока; 3 – синхронизация; 4 – поле обзора 95 градусов; 5 - матрица

Система AAR состоит обычно из 4-6 сенсорных головок, которые обеспечивают полное поле обзора в верхней полусфере. Одна сенсорная головка может осуществлять контроль за 8 угрозами и предупреждать пилотов в нужное время, чтобы избежать угрозы путем срабатывания дипольных отражателей/светящихся бомб. У системы AAR-60 очень низкий FAR и ее очень трудно дезориентировать. Она состоит из автономного заменяемого блока (LRM), что облегчает ремонт, техническое обеспечение и обслуживание.
В конце 1996 года система MILDS AAR-60 была выбрана для установки на вертолет NH-90 фирмой NAHEMA (НАТОвское агентство разработки, производства и обслуживания вертолетов). С тех пор система была также выбрана многими заказчиками из альянса НАТО и по всему миру для разных платформ: NH-90 TTH, TIGER, SH-60 KJ, CH-47, AH-1, A129, AB212, AS532, COUGAR, KING COBRA, UH-1, UH-60, Mi-17, CN-235, C-127J и C-130.





Рис. 2. Деталь установки системы MILDS на вертолет NH-90

Rainer Ackermann
Current Trends in Electronic Self-Protection of Helicopters and Fixed-Wing Aircraft
Military Technology, 11/2002, p. 59


цКЮБМЮЪ
Если Вы зашли на данную страничку не через Главную страницу, то "кликните" ГДЕЯЭ.

 

Hosted by uCoz