НОВЫЕ СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА ДЛЯ НОВОГО ВЕКА  

Джон Броски

Никто не ставит под сомнение содержание задач в возможных конфликтах этого нового века: экспедиционные боевые действия, требующие быстрой переброски войск с соответствующей боевой техникой, нанесение точных ударов по рассредоточенному и ассиметричному противнику, вероятно, в сложных условиях населенных пунктов. Как попасть в район конфликта, как выполнить работу и видели ли мы танк, выполняющий такую задачу, в последнее время - все эти вопросы остаются открытыми.

В конце концов, дать бой противнику значит выйти из состояния раздумья и окунуться в реальность. После нанесения первых ударов по стратегически важным пунктам противовоздушной обороны и управления противника путем использования в заданном районе боевых действий разведывательных беспилотных летательных аппаратов, бомбардировочной авиации, осуществляющей высокоточное бомбометание, и дистанционно запускаемых крылатых ракет боевые действия должны переместиться на землю.

Подавление сил противника на поле боя или на улицах города требует перемещения танковых подразделений и пехоты на опасные участки. Для установления или сохранения мира путем убедительной демонстрации силы человек – оператор системы как составной элемент эргономической схемы "человек-машина" превращается в "человека, действующего на земле" в определенных условиях реальной местности.

Однако в связи с намерением сухопутных войск участвовать в конфликтах 21-го века, мир подвергает сомнению жизнеспособность сил, которые созданы вокруг такой звезды поля боя в прошлом веке – основного боевого танка.

Слишком тяжелый, слишком медленный, слишком трудно доставляемый на отдаленные театры боевых действий лязгающий, неуклюжий танк утратил свою ведущую роль с прекращением холодной войны, как заявляют специалисты, анализируя свои представления о роли в современных условиях более легких, более быстро развертываемых сил. Перспектива осуществления этого представления возрастает с каждым днем по мере выхода из лабораторий множества новых материалов и новых технологий для создания непредсказуемых до сих пор конструкций в областях броневой защиты, подвижности, связи и защиты электронного оборудования от вывода его из строя. Вместе с тенденцией развития противотанкового оружия с все большим поражающим действием эти разработки гарантируют, что в какой-то момент недалекого будущего сухопутные войска будут сильно отличаться от того, какими мы знаем их в настоящее время.

Однако слишком рано еще заявлять о прекращении существования танка. Этот ветеран многих войн будет продолжать оставаться мощной боевой платформой армий мира в течение нескольких десятилетий и некоторые даже предполагают, что "этот старый пес еще может переучиться".

Прежде, чем перейти к рассмотрению будущего боевых систем, важно отметить продолжающуюся роль, которую может играть основной боевой танк для сухопутных войск, и рассмотреть его потенциальные возможности выполнения расширенных задач за счет модернизации.

"Танк полон жизни"

Французский генерал Марк Веймель, бывший заместитель командира сил стабилизации в Боснии и Герцеговине, является несгибаемым поклонником основного боевого танка.

"Земля дрожит, когда танк движется,- заявил он.- Люди боятся. Танк сообщает им, что армия здесь, и это может быть очень полезным воздействием, используемым командиром для взятия под контроль района конфликта. Бронированная машина легкой весовой категории не может играть роли танка, она не устрашает".

Должностные лица вооруженных сил и сотрудники фирм были увлечены дебатами о будущем основного боевого танка, который был особенностью выставки техники сухопутных войск Eurosatory , проводимой в Париже в июне 2002 г. "Включите CNN и можете увидеть, что танк не прекратил своего существования",- заявил полковник французских сухопутных войск, обращаясь к тактике действий танков, используемой Израилем для нейтрализации палестинцев. Израильский генерал быстро возразил: "Использование танка в конфликте малой интенсивности не является обычным использованием. Если бы у нас было еще что-нибудь, мы бы не использовали его. Танки предназначены для ведения массированных боевых действий". Генерал подтвердил, что танки являются бесспорным средством прорыва переднего края обороны противника.

"Рассмотрим первую войну с Ираком,- заявил отставной израильский бригадный генерал Йехуда Адмон, - где генерал Швартцкопф за три недели доставил с воздуха больше огневой мощи, чем было использовано во время второй мировой войны. Однако генерал был встревожен тем, что войска не смогли продвинуться ни на один сантиметр от границы с Кувейтом, пока не прибыли корабли с танками".

Являясь в настоящее время вице-президентом фирмы Elbit Systems , генерал Адмон добавил : "Для больших войн танк остается основным фактором, по крайней мере, на 30-40 лет".

Соединенные Штаты запланировали программы по модернизации и совершенствованию танка "Абрамс", которые будут проводиться до 2012 г. включительно.

Фирма General Dynamics является генеральным подрядчиком по этой рассчитанной на долгое время программе. Н.С. Сридхаран, вице-президент фирмы General Dynamics Propulsion Division в Маскигоне, шт. Мичиган, заявил : "Мы ожидаем, что, по крайней мере, 50 процентов поступлений финансирования программы будет направленно на поддержку существующих сил сухопутных войск". Сухопутные войска осуществляют программу рекапитализации танков "Абрамс", "чтобы включить в машины в течение следующих 20 лет все усовершенствования, о которых мы узнали за последние 15 лет",- заявил он.- Эта политика "условия нулевой мили" (ресурс восстанавливается с нуля) для модернизации электрических систем, систем управления или трансмиссии".

Французский основной боевой танк "Леклерк" является совсем новым. "Увы, самая современная платформа, которая пришла слишком поздно в мир, которому больше не нужна такая платформа",- заявил офицер в министерстве обороны.

Аппарат главного уполномоченного министра вооруженных сил Франции по вооружению ведет переговоры с фирмой Giat "по целому ряду разработок", направленных на модернизацию танка "Леклерк" для обеспечения возможности выполнения им новых задач, как сообщил Филлипп Херве, руководитель стратегии разработки изделия. Планировалось принятие на вооружение нового усовершенствованного танка "Леклерк" в 2007 г. Модернизацией, которую смоделировала фирма Giat , предусмотрено сочетание брони и активной защиты для верхней части танка от нового поколения ракет. "Для танковых битв, для которых был предназначен танк "Леклерк", мы разместили всю массу брони во фронтальном секторе. Очевидно, что мы не можем установить 60 сантиметров брони везде, поэтому мы ищем альтернативные решения". Херве добавил: "Спорным пунктом во французских сухопутных войсках является вопрос о том, как танк "Леклерк" можно использовать на урбанизированной местности. Мы знаем, что нам необходимы альтернативные решения по системам связи, а также новые системы наблюдения и разведки. Что касается вооружения, то мы рассматриваем так называемые "хитрые боеприпасы", которые будут наносить удар из-за угла. Управление закупок ( DGA ) делает запрос также на орудие для нанесения удара за пределами возможностей прямой наводки, конкретно, для поражения танка на дальности более 10 км".

Переходный период

Программы по бронированным машинам новой волны, "боевым такси", находящимся в настоящее время в разработке, представляют не такой уж большой намек на потенциальные возможности будущих технологий как постоянную проверку применяющихся доказанных технологий.

Три новых машины этого поколения колесные, а не гусеничные, модульные по конструкции и несут на поле боя больше ветроники или машинной электроники, чем машины, которые они будут заменять.

В Соединенных Штатах разрабатывается машина "Страйкер" (фирмы General Motors Defense of Canada ). Машина "Страйкер", на которую затрачено 2 млн. долларов, имела недостаточно выдающиеся показатели во время первого своего выхода на учениях объединенных сил Millennium Challenge 2002, проведенных в августе 2002 г.

Кроме трудностей погрузки 19-т машины в транспортный самолет С-130, управление испытаний и оценки оружия и военной техники сухопутных войск США сообщает, что машина "Страйкер" имела неисправности при стрельбе "по противнику" во время движения, что ее датчики были дезориентированы вспышками и что 13 из 14 машин были "уничтожены" стрельбой наземных средств и гранатами. Один экипаж вычислил обход для прицеливания, но в сообщении не говорится, помогло ли это уцелевшим.

Обязанная передать в войска в начале 2003 г. свыше 350 машин фирма General Motors имеет перечень неисправностей, которые не должны повторяться в будущем. В октябре 2002 г. министерство обороны США угрожало большим сокращением средств, выделенных на эту программу, для направления финансирования на разработку машины по самой приоритетной программе по боевым системам будущего ( FCS ).

12 декабря объединенное управление по закупкам Occar в Европе официально выпустило первые два опытных образца многоцелевой бронированной машины Boxer , создаваемой промышленной группой Artec , состоящей из фирм Alvis Vickers , Rheinmetall , Stork в Нидерландах и Krauss - Maffei Wegmann .

Восьмиколесный опытный вариант, созданный на предприятии фирмы Krauss - Maffei Wegmann в Мюнхене, был поставлен в управление Occar для доводочных испытаний в процессе разработки по программе на сумму 155 млн. евро, по которой рассмотрят поставку еще десяти опытных образцов и которая включает вариант поставки первых 600 единиц, начиная с 2007 г., по 200 машин для Великобритании, Нидерландов и Германии. Этот вариант может быть осуществлен в 2005 г., хотя изготовители, которые заявляют, что машина может поступить в производство примерно через 18 месяцев, хотели бы, чтобы это произошло раньше для начала выпуска серийных машин примерно в 2005 или 2006г. Хотя точная стоимость машины утаивается, германская пресса заявляет, что она будет стоить налогоплательщикам два миллиона евро. Ожидается, что всего может быть произведено для трех государств 2500 машин в пяти вариантах, определенных до настоящего времени.

Масса машины Boxer , перевозящей 11 человек и полностью нагруженной, составляет от 25,5 до 32 т, скорость ее 100 км/ч. На машине установлен двигатель фирмы MTU мощностью 530 кВт. Масса полезной нагрузки 8т, запас хода 1050 км. Уникальной особенностью машины является способность менять модули выполнения задач, что превращает машину из центра материально-технического обеспечения в вариант медицинской помощи или в центр управления менее, чем за один час. Интересной является конструкция машины. Она сделана из гнутых стальных плит для уменьшения количества сварных швов, что улучшает целостность корпуса для защиты от мин.

Прекратив участие в паневропейской программе по общей бронированной машине, Франция пошла своим собственным путем в разработке боевой бронированной машины пехоты VBCI . Фирма Statory Military Vehicles была создана фирмами Giat и Renault для выполнения контракта, заключенного в ноябре 2000 г. отделом закупок французского министерства обороны, по которому требовалось всего 700 машин (550 боевых машины пехоты и 150 командных пунктов). Первая партия из 65 машин должна быть поставлена в войска в 2006 г. Фирма Giat является ведущим объединителем систем и должна была показать полный фанерный макет машины VBCI в июне 2002 г., раскрывая свои планы представить работающий опытный образец во второй половине этого года (2003 г.).

Масса машины будет 26т. Она будет иметь восемь колес с независимыми приводами, скорость ее по мощеным дорогам составит 100 км/ч. Машина VBCI будет оснащена дизельным двигателем мощностью 550 л.с., будет перевозить экипаж 3 человека (наводчик, водитель и командир) и отделение из 8 пехотинцев. Основным вооружением, управляемым из одноместной башни Dragar , в варианте БМП является 25-мм пушка и 7,76-мм ) пулемет. Вариант командного пункта будет отличать дистанционно управляемая башня, вооруженная 12,7-мм пулеметом.

Для увеличения до максимума транспортабельности и обеспечения необходимого бронирования используются корпус из алюминиевого сплава и подбой, давая возможность добавлять модульные элементы брони в соответствии с потребностями, определяемыми выполнением задачи, то есть взрывной реактивной брони для защиты от боеприпасов РПГ-7. Броня должна защищать от огня 14,5-мм пулемета и осколков 155-мм снарядов. Защита от мин встраивается в архитектуру корпуса, ходовую часть и коробкообразное днище. Активная защита включает передатчик помех ИК-системам и постановку дымовой завесы.

Отличительной особенностью машины VBCI является бортовой комплект электронной аппаратуры, так как это “первая машина, разрабатываемая с самого начала для интеграции концепций боевых действий, объединенных сетью связи”, по сообщению Xep в e из фирмы Giat .

Машина VBCI служит интегрированной платформой, использующей линии высокоскоростной передачи данных, для пехотного отделения, оснащенного снаряжением солдата французских сухопутных войск будущего, названным F e lin . Вариант командного пункта оснащается оконечной информационной системой полкового уровня. На машинах также имеются встроенные тренажеры для подготовки в полевых условиях.

Хайнс Коениг из фирмы Mowag заявил, что его фирма серьезно занимается рядом исследований новых материалов и систем активной защиты и что "новая система активной защиты должна отклонять или подрывать кумулятивные гранаты", никаких других усовершенствований не будет предложено заказчикам. Он добавил: "Фирма Mowag работает в тесном сотрудничестве с нашим основным акционером, фирмой General Motors Defense of Canada , над машинами для боевых систем будущего Соединенных Штатов". Между тем, фирма Mowag разработала и изготовила опытный образец машины "Пиранья IV ", которая делит со своими предшественниками лишь название семейства.

Будущее за FCS

В настоящее время в разговоре с командирами сухопутных войск или производителями наземного вооружения недолго вызвать фразу "боевые системы будущего" или " FCS ". Остается лишь представить, какая потребуется на этих боевых системах будущего система управления огнем.

Приблизиться к будущему бронетанковых войск значит форсировать эту водораздельную программу, которая началась после войны в районе п ерсидского залива в начале 1990-х годов. К этому времени были опубликованы дюжины разрешений для субподрядчиков на движение вперед с показом демонстрационных макетов изделия.

В октябре 2002 г. сухопутные войска США официально разрешили фирмам Boeing и SAIC стать ведущими организаторами систем по этой огромной программе, изобилующей тем, что называется на языке Пентагона "забегающими вперед технологиями" (" leap - ahead technologies "). В фирме Boeing этой программой совместно управляют ее организации Spa с e and Communications и Phantom Works .

Однако Пентагон сохранил право "проверить, прежде, чем прыгнуть" и он не "перейдет Рубикон", пока, планировалось в апреле 2003 г., не будет выпущено решение о продолжении или прекращении к этому моменту тщательно спланированной программы, названной "Этап В". На этом этапе, по заявлению специалистов американской военной промышленности, самым подходящим может быть решение о замедлении темпов осуществления программы, так как честолюбивые замыслы сухопутных войск США вызывающе опережают возможности проверенных технологий, которых следует придерживаться. Однако никто не должен недооценивать движущей силы честолюбивого замысла.

Генерал Эрик К. Шинсеки, начальник штаба сухопутных войск США, последователен и пылок в описании своего вuдения – это "сила, которая тактически и стратегически оперативна, взаимосвязана, обладает поражающим действием по всему спектру конфликта и имеет уменьшенное тыловое обеспечение". Эта большая система систем, названная FCS , предназначена для полной интеграции более легкой, более быстро ведущей боевые действия силы с помощью связи и унификации боевых истребителей, бронированных машин, вооруженных роботов и стратегических и тактических беспилотных летательных аппаратов.

Решение генерала Шинсеки можно оценить по тому факту, что до настоящего времени он сократил, отменил или отсрочил более 30 ранее запланированных программ, чтобы расчистить путь системе FCS . Его стратегией является перевод сухопутных войск США из существующих сил через промежуточные силы в перспективные силы, которые, планируется, будут боеготовыми в своих первых подразделениях к 2010 г. Эти перспективные силы, по заявлению генерала Шинсеки, должны быть способны развернуть боеготовую бригаду в любом месте мира за четыре дня. Поставленную задачу, которая вызвала взрывы протеста в ВВС США, генерал не ослабил. Силы численностью до дивизии должны быть на месте через 24 часа после этого, а если конфликт продолжается, пять дивизий должны быть в районе готовыми к действию за 30 дней.

Бронированные машины с экипажем и безэкипажные играют центральную роль в перспективных силах.

Проблема разработки машины будущего поколения была достаточно трудной в начальный период, когда программа фокусировалась на 40-т танке. Когда идея развития существующих сил была остановлена в конце 1990-х годов, обстановка стала еще труднее, так как появились спецификации машины 20-т класса со свойствами, присущими традиционному танку.

В настоящее время требуется семейство 16-т машины более, чем в 15 вариантах, каждый из которых должен быть транспортабельным в боеготовом состоянии самолетом С-130. Награда за завоевание этого контракта настолько велика, что фирма United Defense взяла на себя инициативу на свои средства выставить два варианта, один гусеничный, а другой восьмиколесный, на выставке AUSA в октябре 2002 г.

Когда Пентагон примет решение по Этапу В, начнется состязание технологий, чтобы догнать честолюбивые замыслы, а следующий этап наступит в 2006 г., когда будут приняты решения на начало производства. Сборка бронированной машины будущего считается в широких кругах самой легкой частью программы по FCS , хотя никто еще не был способен создать машину мечты, предусматриваемую программой с беспрецедентным требованием снижения массы при повышении живучести.

Эта надежда, по заявлению Грега Феттера, специалиста по ведению наземных боевых действий из международного центра прогнозирования, основана на вере в то, что "существует огромная база данных знаний, созданная за многие годы опыта, и что однажды все эти знания будут вложены в машину нового поколения". Возможно это или нет, будет ясно, "когда процесс начнется, а сейчас весь рынок ждет первого шага в каком-нибудь направлении. FCS является тем шагом, которого все ждут". Исследовательские бюджеты в Соединенных Штатах так велики, что европейские государства ожидают, "что после того, как США затратят 100 млн. долларов на определение подходящей технологии, европейские государства смогут позволить себе затратить 10 млн. евро на проверку этой технологии".

Будущее Европы

Европейские государства, в общем, не бездействуют в своих поисках боевой машины будущего. Несмотря на неприятное впечатление, оставленное прекращением Соединенными Штатами участия в совместной разработке машины разведывательной системы будущего / требований по боевой бронированной технике войсковой разведки ( TRACER ), Великобритания настойчиво продолжает разработку будущей системы быстрых действий ( FRES ), дата принятия на вооружение новой боевой бронированной машины планируется на 2007 г.

Однако, с другой стороны, характерный вид машины теряется в тумане, так как Великобритания в настоящее время "рассматривает все понемногу", заявил Марк Френч, который специализируется по композиционным материалам фирмы QinetiQ . Демонстрационным макетом, разработанным фирмой QinetiQ совместно с фирмой Vickers в процессе создания боевой бронированной машины по программе FRES в соответствии с предъявляемыми требованиями, является опытный образец перспективной бронированной машины из композиционных материалов, усердно называемый "пластиковым танком".

"Мы показали, что мы действительно можем создать такую машину",- заявил Френч, подчеркнув, что "пластиковый танк" является лишь демонстрационным макетом, предназначенным для исследования структурных свойств материалов и характеристик баллистической защиты. "Мы показали также, что экономия массы, хотя и достигнута, но не является большой и составляет порядка десяти процентов. Мы также узнали, что производители не участвовали в работе с этими материалами". Текущие исследования в фирме QinetiQ , которые будут продолжаться по 2004 г. включительно, концентрируются в настоящее время на осуществимости использования углеродного волокна для достижения больших выигрышей в массе. Углеродное волокно привлекло внимание при успешном спуске на воду патрульного корабля Visby для шведских сил обороны, способного к скрытным действиям. Признавая успех корабля Visby , Френч подчеркнул, что "разница между боевой машиной и кораблем значительная. Хотя для корабля и должны учитываться вопросы массы и скрытности действий, для боевой машины мы должны уделять больше внимания баллистическим характеристикам, так как характер угрозы отличается". Он добавил, что фирма QinetiQ "получает моментальные снимки при испытаниях углеродного волокна, используемого для баллистической защиты в обычном диапазоне угроз. Другими критическими для учета факторами будут выполняемая задача и требуемые габариты, "будет ли машина способна перевозить шесть или восемь членов экипажа – большая разница для применения конструктивных материалов",- заявил он.

Гусеницы для машин также играют существенную роль при установке окончательной массы машины. Новые ленточные гусеницы из композиционных материалов имеют огромное преимущество по массе, вибрации и шуму. Недостатком является то, что они не состоят из звеньев, которые могут легко заменяться, это является причиной значительной проблемы материально-технического обеспечения со складом, где эти ленты должны храниться.

Как и в программе Соединенных Штатов, для Великобритании решающим требованием к машине FRES будет авиатранспортабельность самолетом С-130. "Если мы поместим в самолет С-130 20 тонн, у нас будет запас полета 500 морских миль (926,5 км). Для полета на 2000 морских миль (3706 км) нам необходимо погрузить меньше 16 тонн. Но тогда мы должны задать вопрос: является ли перевозимая машина боеготовой? Или потребуется второй самолет для перевозки членов экипажа и комплекта оборудования для выполнения определенной задачи? Оснащена ли машина 10 выстрелами или полным комплектом из 30 выстрелов? И сколько топлива будет заправлено в машину? В конце концов,- заявил Френч,- если мы изготовили подходящую машину с корпусом из углеродного волокна, то сэкономили только три тонны, имеет ли это ценность? Стоит ли производителю менять процессы? Если это имеет значение для размещения машины в самолете, то ответ может быть "Да ". Но всех этих моментов мы просто не знаем, а наземные задачи продолжают меняться".

Как сообщает источник во Франции, Бернард Потел является человеком в фирме Giat , занимающимся разработкой колесной боевой бронированной машины EBRC , и он разделяет неуверенность своих коллег в отношении заданных основных требований. "Для нашего заказчика, сухопутных войск, машина EBRC является мечтой,- заявил Потел.- Наша задача – создать демонстрационный макет, чтобы приблизить мечту к реальности". Он заявил, что демонстрационный макет должен быть готов для испытаний в 2006 г., а поставка в войска планируется в 2012 г., но указал на тот факт, что если посмотреть закон о военных программах до 2008г. включительно, то не найдешь строки по машине EBRC , это значит, что вероятнее всего поставка осуществится не ранее 2015 г.

Тогда как в Соединенных Штатах и Великобритании программы по боевым машинам будущего к настоящему времени определены достаточно хорошо, во Франции наметилось четырехгодичное отставание. Хотя сама машина EBRC официально не финансировалась, управление закупок DGA начало честолюбивый ряд исследований по требуемому семейству машин, по интеграции существующих сил в концепцию боевых действий, объединенных сетью связи, по системам активной защиты, по доктрине ведения боевых действий в населенных пунктах и, особенно, в области робототехники. Интересно, что хотя французские сухопутные войска давно проявляют любовь к колесным бронированным машинам и само название будущей машины ясно утверждает, что она будет колесной, первая настольная модель машины EBRC Потела представлена в виде гусеничной машины.

"Это провокационно, не так ли?"- улыбается он. "У гусеничного варианта машины EBRC имеются преимущества, которые не следует исключать",- заявил он. Знаменательна бортовая ориентация привода, которая обеспечивает большее пространство для полезной нагрузки (странно! Фирма Giat разработала колесный демонстрационный макет с такой же компоновкой). Поощряя сухопутные войска “думать иначе”, чем мечтается, сам Потел категорически против идеи применения композиционных материалов в качестве конструкционных.

Говоря, что он не хочет, чтобы машина "гремела металлом о конструкцию из композиционных материалов, мчась по открытой местности", Потел заявил, что Франция будет придерживаться алюминиевого корпуса с "выборочными элементами из композиционных материалов, встроенными там, где они необходимы".

Одной из основных забот является компромисс по достижению приемлемого требования по уровню защиты. "Мы никогда не будем иметь на машине EBRC защиты танка "Леклерк", поэтому мы должны знать, какие пределы необходимы. Ответ на этот вопрос не всегда определяется системами обнаружения и обеспечения скрытных действий. Мы планируем, что эти машины будут сталкиваться с определенными угрозами при ведении боевых действий в населенных пунктах, а это меняет все",- заявил он.

Например, "предположите, что ракеты выстреливаются в населенном районе с дальности 200 или даже 100 м от танка,- заявил он.- Понимаете ли вы трудность обнаружения нападающего и организации ответных действий в этой обстановке?"

Другой основной заботой будет оснащение машины комплектом электронной аппаратуры, который включает датчики, системы противодействия, связь и сети связи с другими машинами и организационной структурой органов управления. Необходимо учитывать, что опасность морально подавляет экипаж машины, поэтому пределы информатизации должны быть строго определены и оптимизированы в области взаимодействия в звене "человек-машина". Без этого экипажи должны будут сменяться каждые два часа, как на самолете.

По сообщению Филиппе Херве, "по мере продвижения вперед и удаления от концепции основного боевого танка возрастает сложность". Говоря, что эти машины все больше становятся информационной платформой, а не чисто боевой машиной, он заявил: “Одной из самых больших трудностей для военного заказчика является определение уровня потребностей, особенно в области управления и обработки информации. Важность этих решений подчеркнули в прошлом году учения Millennium Challenge ("Проблема тысячелетия"), в которых американская бригада с центральной информационной сетью противостояла традиционной бригаде. Результаты были не очень убедительными " .

John Brosky

New Land Forces for a New Century

Armada International, 2003, No 1, р .72, 74,76,78,80

 

 

Главная| © Arrows™ 2004
Hosted by uCoz