ТАНКОВЫЙ ДЕСАНТ НА ПОЛЮСЕ
В 40 - начале 50-х гг. в СССР разрабатывались проекты арктических подводных лодок для доставки и высадки десанта с целью захвата авиабаз вероятного противника, а также организации промежуточных аэродромов для советских бомбардировщиков, нацеленных на США. Тогда эта идея не была реализована по техническим причинам. Сегодня на флотах ряда стран такая возможность появилась. | |
Зима 1953 г. Жизнь на американской авиабазе в Гренландии идет своим чередом: работают радары, взлетают и садятся тяжелые самолеты - толстые сигары транспортников, мощные летающие крепости... Вдруг аэродромная обслуга увидела сотни наступающих автоматчиков в маскировочных халатах. А на взлетную полосу, обгоняя их, с ревом выскакивали танки Т-34 и с ходу открывали пулеметно-пушечный огонь. Через считанные минуты все было кончено; летчики и технические специалисты стояли с поднятыми руками. Спустя некоторое время, база вновь ожила - на бетонку один за другим приземлялись самолеты, только теперь они несли не белые, а красные звезды. Бомбардировщики заправлялись и брали курс на цель... Это не киносценарий очередного голливудского боевика о былой "красной угрозе". Подобные действия прорабатывали боевые генералы и адмиралы, прятавшие затем планы этих операций в папки с грифом "Совершенно секретно - Особой Важности". С началом холодной войны вокруг Советского Союза была образована сеть американских авиабаз, располагавшихся в Норвегии, Англии, Италии, Турции, Японии. Американские бомбардировщики, действуя с них, могли поразить многие объекты на территории вероятного противника. В свою очередь, СССР не имел военных баз вблизи США и нанести ответный удар мог только со своей территории. Кратчайший путь для советских бомбардировщиков лежал через Арктику, но и тогда они в силу недостаточного радиуса действия не могли вернуться обратно. Поэтому возник проект: организовать промежуточные пункты дозаправки самолетов в ходе полетов как "туда", так и "обратно". Аэродромы подскока предполагалось создавать на льду вблизи полюса и на арктических островах. Идеальным вариантом был бы захват американских авиабаз. Но как подобное осуществить? Послать ледоколы с десантом вряд ли удасться вследствие абсолютного (в те годы) господства на море флотов США и других стран НАТО. Оставалось использовать подводные корабли. В 1948 г. в ЦКБ-18 началась разработка "лодки специального назначения" проекта 621 для скрытной переброски десантных подразделений с боевой техникой и снаряжением и последующего снабжения высаженных войск боеприпасами, горючим и продовольствием. Вместе с морской пехотой должны были действовать танкисты, артиллеристы, летчики. При необходимости десантники, как предусматривалось проектом, в момент высадки с ходу могли бы вступать в бой. Для самолетов-истребителей, например, конструкторы создали взлетное устройство типа катапульты. Вооружение: два 57-мм спаренных зенитных автомата и один спаренный 25-мм автомат. Для огневой поддержки десанта на палубе находились станки для пуска 360 реактивных снарядов. Грузоподъемность десантной ПЛ равнялась 1550 т. На ее борту размещались 10 танков Т-34,12 грузовиков и 3 прицепа, 4 легковые автомобиля, 12 пушек калибра 85 мм, 2 пушки калибра 45 мм, 3 самолета Ла-11 со складывающимися крыльями, пулеметы, минометы, автоматы, боеприпасы, топливо, провизия, а также 745 человек десанта. Поскольку погрузку и выгрузку танки и грузовики производили своим ходом, была предусмотрена мощная вентиляция для удаления выхлопных газов работающих двигателей. Отсеки, где обитали воины, оборудовались системой регенерации и кондиционирования воздуха. Имелись общие койки-нары, каждая на 4 человека, гальюны, умывальники, две большие электроплиты для приготовления пищи, электрокипятильники и т. п. Наиболее сложной операцией разработчики проекта по праву считали высадку десантных сил. Лодке предстояло вплотную подойти носовой оконечностью к берегу, заполнив цистерны главного балласта, фактически лечь на грунт, открыть грузовой люк и выдвинуть мощный трап для схода техники и людей. По мере облегчения субмарины заполнялись цистерны замещения. Для разведки места высадки, разминирования и уничтожения береговых заграждений через шлюзовые камеры в кормовой части лодки могли выходить водолазы. При рассмотрении проекта 621 руководство советского ВМФ высказало ряд серьезных замечаний. Главные касались вопросов выгрузки техники и обеспечения жизнедеятельности столь многочисленных десантников при длительном переходе. В связи с этим все работы по проекту 621 были прекращены. Однако идею не похоронили. В 1952 г. началась разработка "подледно-транспортной" подводной лодки проекта 626 для перевозки грузов и военнослужащих в арктических областях, а также для воздушного наблюдения и связи при нахождении в полярном бассейне. На ней предполагалось размещать до 5 танков и топливо для них, или 165 человек десанта с вооружением, или боеприпасы и продовольствие. Субмарина должна была всплывать практически в любом заданном районе. На ней устанавливалась гидроакустическая аппаратура, позволявшая с достаточной точностью ориентироваться под водой, а также монтировалась система нагревателей с целью образования в льдине сквозного отверстия для выхода десантников на поверхность через выдвижную шахту. Конструкторы предложили несколько вариантов. Наиболее близким к заданию признали тот, где нормальное водоизмещение лодки составляло 3480 т, длина - 100 м, ширина - 9,5 м, осадка - 6,6 м. Скорость надводная - 12 узлов, подводная - 8 узлов. Силовой установкой при надводном ходе служили два серийных двигателя 37Д мощностью по 2000 л.с., а после погружения предполагалось использовать комбинированную дизель-электрическую установку. В отличие от проекта 621 эта лодка имела два 533-мм торпедных аппарата и 4 торпеды. Артиллерийское вооружение состояло из двух спаренных зенитных установок П-25. Субмарина проектировалась двухкорпусной, трехвальной с одиннадцатью отсеками. Носовая и средняя части прочного корпуса в сечении имели форму "восьмерки", переходившую затем к корме в окружность. В верхней части "восьмерки" находились грузовые отсеки, которые заканчивались прочным тамбуром с герметическим люком для выхода танков в проницаемую камеру, имевшую платформу с гидравлическим подъемником для подачи грузов наверх. В нижней части "восьмерки" стояли аккумуляторные батареи. В цилиндрической части прочного корпуса располагались центральный пост, отсек вспомогательных механизмов и энергетическая установка. Электрические нагреватели, размещавшиеся в районе рубки, обладали мощностью, достаточной для протаивания льдины четырехметровой толщины. Образовавшееся отверстие служило для монтажа выдвижной шахты, а также для подачи воздуха при работе двигателей на зарядку аккумуляторной батареи. В оконечностях лодки находились опорные стойки, которыми она упиралась в подводную поверхность льда. В надстройке за рубкой крепился грузовой самоходный понтон. Представленный вариант вызвал также немало критических замечаний. Поэтому в ноябре 1955 г. принимается решение о прекращении дальнейшей разработки проекта 626. Было ли логичным свертывание работ над транспортно-подледными судами? Для середины 50-х гг., безусловно, да. Без ядерной силовой установки подобные проекты были просто технически неосуществимы. А вот с ее появлением наметились реальные предпосылки создания десантных и транспортных субмарин. Но реализованы эти проекты не были. Похоже, в 60 - 70-е гг. в СССР и США основные усилия направлялись на пополнение флотов атомными ракетными и многоцелевыми ПЛ. Ситуация изменилась в конце 80 - начале 90-х гг., когда вступил в силу договор об ограничении стратегических вооружений. Стороны приступили к демонтажу ракетных отсеков некоторых лодок первого и второго поколения. Так как корабли могут служить еще немало лет, представился случай для возвращения к несбывшимся проектам. Понятно, что этот вопрос весьма щепетильный и держится в секрете. Тем не менее в западной прессе проскользнула информация, что американские подводные ракетоносцы ? 609 "Сэм Хьюстон" и ? 611 "Джон Маршалл", типа "Итен Аллен", переоборудованы в военно-транспортные. Сегодня можно предположить, что атомные субмарины, как зарубежные, так и отечественные, уже способны участвовать в "специальных операциях" или, попросту говоря, в скрытной высадке десанта в любом районе Мирового океана. |