Программы по машине будущего сухопутных войск и

морской пехоты США могут быть объединены к 2008 году

 

Сандра И. Эруин

 

Сухопутные войска и морская пехота планируют объединить свои программы разработки боевой машины в единую в следующем десятилетии. Такое объединение будет сравнимо с объединением программ по ударному истребителю (Joint Strike Fighter) министерства обороны. Его цель будет состоять в проведении  унификации компонентов и технологий машины.

Этими двумя программами являются программа по боевой системе будущего (FCS) сухопутных войск и программа по экспедиционному семейству боевых машин морской пехоты, получившему обозначение MEFFV, которое заменит имеющиеся танки и бронетранспортеры для перевозки личного состава.

Полковник Денис У. Бил, руководитель программы по танкам и MEFFV морской пехоты, заявил, что, вероятно, имеет смысл объединить эти две программы с целью избавления от большого количества ненужных повторений работы. Однако эти программы будут оставаться отдельными, пока не будут установлены цели и требования каждого вида вооруженных сил.

"В конечном счете два усилия объединятся в единую программу, как только будут определены профили задач, как только будут определены требования к машине", - заявил Бил редакции журнала National Defense.

  Он предполагает, что эти две программы будут готовы к объединению примерно через шесть-восемь лет, "как только мы опишем концепцию боевых действий".

Между тем, морская пехота поддерживает активную связь с программой FCS, которой руководят сухопутные войска и управление перспективного планирования министерства обороны (DARPA). "У нас есть офицер, который постоянно находится в управлении сухопутных войск – DARPA по FCS, - заявил Бил. – На нас постоянно оказывает воздействие то, что делается по программе FCS… То, что мы делаем, полностью открыто друг для друга. Мы посещаем их обзоры. Они посещают наши".

Одним из самых очевидных отличий этих двух программ является их график исполнения. Сухопутные войска планируют начать приемку FCS на вооружение в 2008 г., а принятие машины MEFFV не ожидается до 2024 г.

Более важно то, заявил Бил, что "наша концепция боевых действий отличается от концепции сухопутных войск и она должна отличаться. У нас разные задачи".

В отличие от сухопутных войск морская пехота не должна планировать использование силы для ведения длительной войны на континенте. Экспедиционный отряд морской пехоты, состоящий примерно из 2 000 морских пехотинцев, обычно остается в районе боевых действий в течение 90 дней или менее, пока не кончатся предметы снабжения.

"Мы не предназначены для продолжительных боевых действий", - заявил Бил. К машинам морской пехоты должны предъявляться другие требования по массе и габаритам, нежели к машинам сухопутных войск, так как морская пехота должна размещать целый экспедиционный отряд (MEU) на трех кораблях, которые обычно развертываются дежурной группой десантно-высадочных средств. "Система FCS никогда не будет приспосабливаться к дежурной группе десантно-высадочных средств из трех кораблей, - добавил он. – Мы приходим с моря. Мы являемся амфибийной наступательной силой".

Планируется, что "боевое подразделение" системы FCS будет насчитывать до 3 000 солдат, иметь около 1 000 боевых машин, масса каждой из которых составляет 10-20 т, и более 200 робототехнических платформ.

"Мы не можем иметь (в экспедиционном отряде морской пехоты MEU) сотни десантных боевых машин и робототехнических платформ с центром управления ими. Отряд должен перевозить слишком много другого снаряжения", - заявил Бил. Даже через 10 или 15 лет "мы  будем перевозить все, что перевозим сейчас для экспедиционного отряда морской пехоты на этих трех кораблях".

Администратор программы сухопутных войск по наземным боевым системам генерал-майор Джозеф Л. Йейковак  отметил, что такие программы, как FCS и MEFFV, "трудно совместить". Он сообщил на промышленной конференции, что несмотря на это, оба вида вооруженных сил должны работать над достижением этой цели. "Пока мы не объединим усилия, используя идеи друг друга, никто из нас не сможет добиться успеха в создании боевой машины будущего", - заявил Йейковак. Управление программы FCS подписало "меморандум о согласии" с командованием разработки систем оружия морской пехоты на долевое участие в разработке несмертоносного оружия и наземной роботизированной техники.

По его мнению, конструкция машины морской пехоты "не так ограничена", как система FCS, но Йейковак предсказал, что в таких технологиях, как боеприпасы и датчики, будет большая унификация.

Несмотря на несходство, и сухопутные войска, и морская пехота будут создавать боевые машины, поэтому необходимо объединить существующие технологии, которые будут использоваться при их разработке, по словам Била.

Около 85 процентов стоимости любой программы по машине относятся к орудиям, датчикам, системам силовой установки, комплекту живучести, как объяснил Бил. "То, что сухопутные войска разрабатывают в этих областях для 10-т машины, я могу использовать в 30-т машине".

Существует мнение, что каждый вид вооруженных сил может иметь свою собственную машину, но все же есть преимущество в использовании общих компонентов, которое было впервые использовано в разработке программы по общему ударному истребителю (JSF). "Мы беседовали с управлением по разработке истребителя JSF", - заявил Бил. Руководители программ по наземным машинам могут поучиться у руководства программой JSF тому, как "выработать совокупный подход между этими видами вооруженных сил".

Бил заявил: "В конце концов по результатам программы JSF каждый ее участник имеет самолет, отвечающий его требованиям. Кроме того, сэкономлены средства на разработку, так как фактически 75-80% того, что находится под капотом, является одинаковым".

Грегори Феттер, специалист по анализу боевых действий на суше в Forecast International/DMS, заявил, что соединение программ MEFFV и FCS является единственным путем, который может гарантировать морской пехоте, что у нее будет достаточно денежных средств для разработки ее машин. Феттер сообщил редакции журнала National Defense: "Морская пехота всегда терпит неудачу, когда дело касается финансирования. Ее программа в своей основе является программой FCS с другой окраской. Оба вида вооруженных сил хотят одного и того же".

Командование боевых разработок морской пехоты должно определить требования к MEFFV прежде, чем управление Била начнет процесс фактического проектирования и разработки.

Бил заявил, что все же еще слишком рано пытаться точно определить характеристики машин MEFFV, можно только сказать, что это будет семейство машин для замены танка и легкой бронированной машины (LAV). По его словам, так называемый "документ по оперативным требованиям" для программы MEFFV не будет закончен до конца 2004 г. Морская пехота сделала заявку на финансирование программы MEFFV в 2004 финансовом году в области исследований и разработки. Наступит, по крайней мере, 2005 г., прежде чем будут опубликованы какие-то ходатайства для подрядчиков.

Снятие с вооружения танка М1 планируется начать в 2020 г. Существующие легкие машины останутся на вооружении, по крайней мере, до 2015 г.

 

Определение требований

 

В соответствии с идеалами, по высказыванию Била, платформы MEFFV будут модульными (plugandplay), в их конструкции должна быть предусмотрена возможность замены определенных частей, которые могут быть сняты и относительно быстро заменены другими в зависимости от намеченной для выполнения задачи. "Это будет похоже на то, что мы делаем в настоящее время с машиной Humvee, - заявил он. – Можно использовать базовое шасси и сделать из него санитарную машину, транспортер для перевозки боеприпасов, транспортер для перевозки личного состава, вариант с ракетным комплексом TOW… Возможно, я возьму разведывательный вариант и превращу его в вариант медицинского обеспечения". Морская пехота в настоящее время перекомпоновывает машину LAV для выполнения разных задач, но не в виде "plugandplay" (перекомпоновал и используй), который Бил предусматривает для MEFFV.

Программа MEFFV должна, вероятно, включать более тяжелую, более живучую машину массой около 30 т для замены современного 70-т танка.

Стоимость десантного варианта MEFFV ожидается составит от 19 млн. до 21 млн. долларов в ценах 2020 г.  Это приравнивается примерно к 6 млн. долларов в современных ценах. Стоимость танка "Абрамс" М1А2 около 6,7 млн. долларов.

Морская пехота должна еще решить, сколько новых машин ей потребуется для замены имеющегося парка из 430 танков. "MEFFV не предназначена для программы замены один на один", - заявил Бил.

Когда морская пехота начнет снимать с вооружения танки М1 в 2020 г., потребуется около пяти лет для перехода на MEFFV. Аналогично и 1200 машин LAV морской пехоты будут сниматься с вооружения в течение 5-6 лет, когда начнут поступать в войска машины замены.

Новые машины будут иметь 68-дюймовый (~ 173 см) предел по высоте по соображениям живучести, как сообщил Бил. Эта высота соответствует также высоте грузовых отсеков, планируемых для десантных кораблей будущего. Десантный корабль на воздушной подушке (LCAC) морской пехоты в настоящее время может перевозить только один танк.  Семейство машин MEFFV будет разработано так, чтобы, по крайней мере, две машины устанавливались на этот корабль.

Ни от одной из намечаемых к разработке машин семейства не потребуется транспортабельность вертолетом, так как концепция  боевых действий предусматривает доставку машин MEFFV к театру боевых действий кораблем и высадку их на  берег кораблем LCAC. На берегу они могут транспортироваться к зоне боевых действий, например, самолетом C-130.

Бил заявил: "Мы не ограничиваем наши требования к массе средствами авиаперевозок".

Отряд MEU обычно имеет лишь четыре тяжелых транспортных вертолета     СН-53, которые являются единственными вертолетами, способными перевозить    10-т груз. "Ни один командир отряда MEU не рискнет транспортировать машину одним из этих вертолетов в зону активных действий противника с риском быть сбитым, - заявил он.– Это было бы невероятно глупо".

Что касается системы оружия для машин MEFFV, то открыта широкая область выбора, по заявлению Била. Это могут быть пушки, ракеты, лазеры или электромагнитные пушки.

Электромагнитные пушки смогут обеспечить огромное преимущество, заявил он, так как морская пехота сможет загрузить, по крайней мере, до 100 снарядов в каждую машину, тогда как танк М1 может перевозить лишь 39 снарядов.

"Если мы сможем поместить 100 снарядов в каждую машину MEFFV, мы решим проблему пополнения запасов", - сказал Бил.

Требования к живучести машин MEFFV предусматривают, что машина должна иметь в 1,5 раза лучшую баллистическую защиту, чем современный танк М1А2, хотя ее масса должна быть меньше половины массы танка "Абрамс". Единственным средством достижения этой цели может быть разработка "объединенного комплекта живучести".

В 30-тонной машине, например, комплект защиты может включать реактивную броню, датчики системы активной защиты и системы реагирования на изменение обстановки, такие как щупы и дипольные отражатели.

В отличие от системы защиты танка М1, которая представляет технологию броневой защиты 1970-х годов, броня перспективной машины будет изготовляться из легких композиционных материалов.

Управление НИР ВМС руководит отдельной шестилетней программой, по которой пытаются найти легкую композитную броню для морской пехоты.

Что касается вопроса, будут ли машины MEFFV гусеничными или колесными, то Бил заявил, что это еще "висит в воздухе". "Нам бы хотелось, чтобы 30-т десантный вариант имел "гусеницы на колесах" при формуле 8х8. Это обеспечит гибкость действий в гусеничном или колесном режиме, - заявил он. – Для более легких вариантов мы будем использовать колеса".

 

 

Sandra I. Erwin

Army, Marine Future Vehicle Programs Could Merge by'08.

National Defense, September 2002, p. 22-23

Главная
Если Вы зашли на данную страничку не через Главную страницу, то "кликните" здесь.

Hosted by uCoz