Ситуация в отечественном танкостроении
В 60
- 70-ые годы в СССР в войска поступило около 20
тысяч современных танков, которые по техническому уровню превосходили
западные образцы. Это с учетом
количественного превосходства
БТВТ обеспечивало значительно более высокий потенциал парка Варшавского
Договора и СССР в частности, по отношению к странам НАТО. Отечественные танки имели
ряд преимуществ: низкий силуэт и меньшая масса, наличие
комплекса управляемого вооружения (КУВ), автомата заряжания, меньший
экипаж, простота в освоении и надежность
в эксплуатации, а
в 80-е годы к ним добавилась еще и система дистанционного подрыва
осколочно-фугасного снаряда (ОФС). До конца 80-х по указанным показателям отечественные танки
имели неоспоримое превосходство над танками НАТО, однако к началу 90-х
ситуация начала меняться не в лучшую для отечественного танкостроения
сторону. После появления за рубежом в середине 90-х танков
модификаций танков М1А2, "Леопард-2А5",
"Челленджер-2", а так же "Леклерк", наметилось отставание
отечественных танков по военно-техническому уровню. Одной из причин стало
отсутствия эффективных тепловизоров и информационно-управляющих систем, систем
управления подразделением, систем опознавания и навигации. В настоящее
время в составе парка БТВТ РФ доля современных танков составляет около 40%
(9300 из 27500). Повышение боевого потенциала парка БТВТ стран НАТО в
Европе в настоящее время
планируется за счет
модернизации существующих танков (США,
Германия), за счет производства новых (Великобритания и Франция), а так
же снятия с вооружения морально устаревших образцов.
Коэффициент военно-технического
уровня (Квту) существующих и разрабатываемых образцов БТТ
К середине 90-х почти весь научно-технический задел, наработанный
в 80-х - начале 90-х годов за счет
финансирования через МОП СССР исчерпан. И если МО РФ сейчас не обратит на это
внимание, то это будет как бы
запланированное отставание в стратегическом
будущем. Со времени распада СССР количество квалифицированных рабочих
в отрасли сократилось более чем в 2 раза, а численность специалистов, выполняющих оборонный заказ, - более чем в
10 раз, а так же утрачивается
преемственность поколений. На сегодняшний день ведется
активная работа над повышением боевых качеств отечественных танков по
направлениям увеличения огневой мощи, защищенности, подвижности, а также
командной управляемости. Проводятся испытания выстрелов повышенного
могущества, в состав которых входят выстрелы с сердечником с высоким
соотношением длины к диаметру и новым типом ведущего устройства. В НИИ «Стали» ведется разработка
принципиально новых комплексов динамической защиты, разработана универсальная
защита лобовых проекций танка ("Реликт"), обладающая
"противотандемными" свойствами и превосходящая по эффективности
защиты от БПС серийную ВДЗ типа "Контакт-V" в несколько раз. Также
обеспечена защита бортов и верхней полусферы танка от моноблочных и тандемных
противотанковых гранат и легких ПТУР при обстреле по нормали. Аналогичные
разработки, превосходящие зарубежные аналоги, имеются во всех направлениях
совершенствования БТТ. Однако внедрение этих передовых
разработок замедляется по причине неудовлетворительного финансирования
научно-исследовательских работ, а также мизерным количеством закупаемых
единиц техники (В следующем году будет закуплено всего 17 танков Т-90 и будет проведена модернизация еще
нескольких десятков Т-72). Как мы видим, реальная проблема
существует, и она определена. Но некоторые «знатоки» и «специалисты» в области
БТВТ выдвигают свои суждения о
принципиальных недостатках отечественной концепции ОБТ. Возможным направлением по выходу
из сложившейся ситуации, на наш взгляд,
может быть создание в рамках федерального законодательства
интегрированной структуры ОАО "НПО "Бронетанковая техника и
артиллерия", которая будет объединять ключевых российских производителей
в данной области, таких как ФГУП "УКБТМ", ФГУП
"Уралвагонзавод", ГУП "КБП", ОАО
"ВНИИтрансмаш", ФГУП "КБТМ", ОАО "Спецмаш",
ФГУП "Завод N 9", а также профильные институты МО. Задачей холдинга будет организационное,
экономическое и технологическое взаимодействие входящих в нее предприятий и
организаций для разработки и
реализации программ создания бронетанковой техники и артиллерийского
вооружения. На сегодняшний день, по заявлениям
представителей ГАБТУ приоритетными направлениями развития
бронетанкового вооружения и бронированной техники являются работы в целях
повышения ТТХ серийных и разрабатываемых образцов БТВТ:
А также разработка и производство новых образцов по
тематике: "Совершенствование-88", БМПТ
"Рамка -99" и создание роботизированных экипажно-безэкипажных
машин.
В последнее время в Сети и в
прессе появилось много очерняющих отечественное танкостроение
публикаций. В них утверждается, что послевоенное отечественное танкостроение
двигалось якобы в неверном направлении и отечественные танки уступают
западным по основным параметрам. Зачастую приводятся явно ложные
аргументы, искажающие суть проблем, стоящих перед отечественным
танкостроением. Данный материал рассматривает основные тезисы, бытующие в
среде превозносящих западную технику, в тоже время проводится анализ
существующих в реальности проблем. Среди этих утверждений наиболее часто
встречаются:
Рассмотрим это подробнее по
пунктам.
Забронированный объем. Кроме веса есть такое понятие, как
забронированный объем, который зависит от плотности компоновки и количества
членов экипажа. Правильно, у отечественных танков он меньше на треть.
Следовательно, меньше площадь, покрытая броней, отсюда меньшая масса и
габариты. Бортовая
проекция Т-80УД и М1А1
Лобовая проекция. Уменьшение
высоты танка – самый надёжный и простой способ уменьшить лобовую проекцию, и,
как следствие, в малых габаритах можно увеличить площадь брони наибольшей
толщины, то есть значительно усилить лобовую проекцию и надежно защитить
вероятные курсовые углы обстрела. То, что наши
танки на 20-30см ниже западных, а площадь их лобовой проекции значительно
меньше, во многом объясняет, почему
они легче. У Т-72 лобовая проекция 4 квадратных метра, а у
«Абрамса» – 5,1, то есть самая тяжёлая
бронеплита «Абрамса» на 25% больше площадью, а лобовая плита составляет 20-30
процентов массы, при этом вес одного квадратного метра лобового бронирования
современных танков превышает до 4000 кг/м2. Кроме того, уменьшение
лобовой проекции вероятность поражения танка.
Cравнительная площадь
силуэта Т-72
и М1 «Генерал Абрамс», м2
Как
результат, бронирование Т-90 и Т-80У
превосходит бронирование М1А1, Леопард-2А4 и "Меркава" МК3 Прим. Эквивалент по стойкости дан при обстреле БПС M829A1 Как мы можем видеть, благодаря
применению новейших для своего времени материалов и конструкторских решений,
в сочетании с рациональной компоновкой, при меньшем весе отечественные танки
значительно превосходят западные по уровню бронезащиты. Лобовая броня танков Т-80У была неуязвима для
современных ему бронебойных подкалиберных снарядов, справится с ним под силу
только новейшему американскому БПС
М829А3 (2002 год), и это только в случае если на Т-80Уне
будет установлены новые образцы динамической защиты. Сейчас лобовая броня танков Т-80У, Т-84, Т-90С выдерживает
попадания наиболее массовых западных БПС (М829А1, М829А2, DM-33, DM-43) с самых близких дистанций. Однако ВДЗ «Контакт-V» (Встроенную
Динамическая Защита) пока что нельзя считать идеальной защитой танка от всех
угроз на поле боя из-за недостаточной ее эффективности при поражении на
краевых участках модулей и недостаточной площади перекрытия проекции корпуса
и башни в пределах углов безопасного маневрирования. Указанные
недостатки ВДЗ
«Контакт-V» устранимы и относятся не к ВДЗ как таковой,
а к ее конкретной реализации. Усовершенствованные
разработки НИИ Стали во многом устраняют указанные
недостатки ВДЗ «Контакт-V». Установка комплексов ВДЗ на и без
того перегруженные шасси западных танков (Например, Леопард-2 А5 и М1А2,
подробнее смотри - Характеристики
шасси танков зарубежных стран)
не представляется возможным. В последнее время, в связи с возросшими
потерями в Ираке, в США проводятся работы по оснащению танка «Абрамс»
комплексами навесной динамической защиты (подробнее смотрите тут -TUSK) Как еще один фактор, повышающий
защиту отечественных танков на поле боя, стоит упомянуть комплекс
оптико-электронного противодействия (КОЭП) ТШУ-1-7 «Штора-1». КОЭП «Штора-1» предназначен для защиты танка
от поражения управляемым оружием с командными полуавтоматическими системами
наведения типа «Tow», «Hot», «Milan», «Dragon», лазерными головками
самонаведения типа «Maverick», «Hellfire», «Copper-head», а также
артиллерийских систем с подсветкой лазерными дальномерами. Кроме
того, на отечественных танках (например, Т-80У-М1
и Т-72М1-М) установлен комплекс активной защиты «Арена», который обеспечивает
поражение противотанковых гранат и ракет, ПТУР, летящих со скоростью
70... 700 км/сек до контакта с броней танка, позволяет в целом получить
увеличение защищенности танка в 2 раза. Западные разработчики только сейчас
получили первые боеспособные аналоги этого КАЗ (см. танк «Меркава» Мк3, комплекс «Trophy»).
Т-80У Уязвимыми зонами в бронировании Т-80У и других отечественных
танков являются участки с обеих сторон от пушки, не прикрытые встроенной
динамической защитой и не имеющие спецбронирования (в месте установки
спаренного с пушкой пулемета). Ослабленная зона также имеется на верхней
лобовой детали корпуса в области смотрового прибора водителя. Это является конструктивной особенностью всех
отечественных танков, начиная с Т-64.
Данные уязвимые зоны характерны также для всех отечественных танкам (Т-64, Т-72,
Т-80, Т-90). Теперь рассмотрим зарубежные танки... Рассмотрим башню современника Т-80У танка «Леопард-2А4» видны обширные
ослабленные зоны и неоднородность бронезащиты в углах безопасного
маневрирования, связанные с конструктивными решениями принятыми немецкими
разработчиками - установка прицела наводчика в лобовой детали башни,
размещение пушки в массированной маске, лишенной спецбронирования, слабая
защита бортов башни. Как мы видим, округлая форма башни отечественных танков
обеспечивает значительно лучшую защиту в углах безопасного маневрирования
+-35 градусов. Схема башни танка Т-80У (литая), Т-90 (сварная) «Леопард-2А5», (сварная) Красным обозначена физическая
толщина бронезащиты, которая составляет для Т-90С для «Леопард-2А5» - Размещение орудия «Леопарда» в
массивной маске ослабляет его лобовую
проекцию. При поражении этой области, даже при благоприятном исходе для
экипажа танк теряет способность к ведению
огня и выходит из строя. Схема башни танка «Леопард-2» и
Т-80УК (литая) (зеленым обозначены участки,
перекрываемые встроенной динамической защитой) Теперь рассмотрим ослабленные зоны танка М1А2 «Абрамс»... Непозволительно большой зазор
между бронированием корпуса и башни. Зазор настолько велик, что попасть под
башню “Абрамса” можно и с большого расстояния, для этого можно целиться в
верхний лобовой лист, расположенный под очень большим углом. И если
произойдет рикошет снаряда, то обязательно под башню. В этом случае не
помогут ни высокое бронирование лобовой детали корпуса, ни толстая броня
башни. Слабое бронирование бортов в районе моторно-трансмиссионного и боевого
отделения делает танк уязвимым к огню мелкокалиберной артиллерии (например
дистанция уверенного поражения при использовании БП снаряда «Кернер» при угле
от 38 до 90 градусов составит до Подробнее см. - ПАМЯТКА ПО БОРЬБЕ С ТАНКОМ М1 "АБРАМС"
СССР первым в мире разработал оперенные
бронебойные подкалиберные снаряды (ОБПС), создание которых произвело
настоящую революцию в вооружении танковой и противотанковой артиллерии. Это обеспечило долгое (до начала
90-х годов) превосходство в этой области отечественного вооружения над вооружением
вероятных танков противников. Однако лидерство не удалось сохранить в
результате срыва финансирования новых разработок в этой области. Так сейчас
сложилась ситуация, когда поражение наиболее защищенных танков вероятного
противника – М1А2 «Абрамс» не может быть гарантировано с первого выстрела.
Однако стоит отметить, что наиболее защищенные участки составляют не более
40% его лобовой проекции. Данные
бронепробиваемости указаны на дальности СССР первым в мире разработал
бронебойные подкалиберные снаряды, создание которых произвело настоящую
революцию в вооружении танковой и противотанковой артиллерии. Это позволило долгое до начала
90-х годов превосходство в этой области отечественного вооружения над
вооружением вероятных противников. Однако лидерство не удалось сохранить в
результате срыва финансирования новых разработок в этой области. Так сейчас
сложилась ситуация, когда поражение наиболее защищенных танков вероятного
противника – М1А2 «Абрамс» не может быть гарантировано с первого выстрела.
Однако стоит отметить, что наиболее защищенные участки составляют не более
40% его лобовой проекции. Сводная таблица ТТХ отечественных
и зарубежных танков.
Примечание: * -
На Д=2000м., под угл.600 ** - Эквивалент по стойкости лобовой
брони *** - По сухой
грунтовой дороге
Комплекс обеспечивает поражение
танков типа: М1А1,
"Меркава-3", "Леопард-2", Т-84 при любых курсовых углах
(средний расход на поражение танков второй группы (М1А1, Меркава-3)
составляет один - два выстрела) а современных танков третьей группы (М1А2,
Леклерк, Челленджер-2) - два-три выстрела.
Современный
российский танк Т-90 оснащен
четырехтактным многотопливный 12-цилиндровый дизель В-92С2 мощностью Масса двигателя В-92С2 всего
Подробнее см. таблицу Сравнение
ходовых качеств современных ОБТ
ПРЕВОСХОДСТВО СОВЕТСКИХ/РОССИЙСКИХ ТАНКОВ. Танки Т-72/Т-90 и Т-80
принципиально отличаются от западных
танков рациональной компоновкой МТО, меньшим забронированным объемом,
площадью лобовой проекции, при равном,
и зачастую превосходящем бронировании.
Обратите внимание на габаритные размеры
танков. Отчетливо прослеживается значительно меньший объем МТО советских
танков НЕДОСТАТКИ ЗАПАДНЫХ ТАНКОВ. - Явно завышенные габаритные
размеры по сравнению с отечественными танками и, как следствие, масса Габаритные размеры превышают
допустимые по железнодорожному габариту. Основными видами транспорта являются
морской и автомобильный. По воздуху М1, Леопард 2 и "Меркава" МК3
можно транспортировать только двумя типами самолетов американских ВВС и
только один танк за рейс. - Огромный вес западных танков не
позволит им пройти по многим Европейским мостам, ограничивая их возможность
маневра. Оборудование для подводного вождения танка М1 «Абрамс» позволяет
преодолевать водные преграды не более - Очень большой объем МТО. МТО
занимает практически половину корпуса по длине и вдобавок высота корпуса в
районе МТО значительно больше по сравнению с высотой корпуса в его передней
части. - Непозволительно большой зазор
между бронированием корпуса и башни (на М1). Приводит к повышению уязвимости,
сводя на нет мощное бронирования лобовой части башни. - Советские танки. + Огневое воздействие начинается с
рубежа ~5км (комплекс управляемого оружия) + Рациональная компоновка МТО + Меньшим забронированным объемом
и лобовой проекции, при равном, и зачастую превосходящем бронировании. + Возможность форсирования водных
преград до + Комплекс Активной Защиты
"Арена" или "Дрозд-2". + Комплекс оптико-электронного
противодействия ТШУ-1-7 «Штора-1». + Комплекс усовершенствованной
многослойной динамической защиты третьего поколения, обеспечивающий
неподражаемость танка Т-90 от БПС М829А2 и DМ43А1 пушек
американского танка М1. + Значительно лучшая защита башни
в углах безопасного маневрирования +-35 градусов. -уязвимость боекомплекта при
пробитии основного бронирования. Западные танки. +рациональная внутренняя
компоновка, удобство для экипажа, кондиционер, холодильник....))) (Использование в качестве
дополнительной защиты топливных баков изоляция членов экипажа от возможной
детонации боекомплекта) -огромный вес, не пройдет по
многим Европейским мостам. -огромная лобовая проекция. -отсутствия панорамного прицела
командира М1А1 (кроме М1А2).
|